нет
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
магистрант, кафедра систем информатики
Каличкин Артем Олегович, ассистент факультета информационных технологий, Новосибирский государственный университет
УДК 378.147
В сложившейся практике обучения студентов преобладает индивидуальная деятельность. Курсовые и дипломные работы разрабатываются студентом единолично, под руководством научного руководителя. При такой организации обучения трудно сформировать компетенции, связанные с командной работой, обучить и закрепить на практике навык владения специальными инструментальными средствами коллективной разработки проектов. Заканчивая учебное заведение, молодой специалист сталкивается с задачами, разрешимыми только в рамках определенного рабочего коллектива. Одним из ярких примеров является процесс разработки и реализации крупномасштабного программного обеспечения.
Ключевой фактор эффективной работы команды – сбалансированная и четкая коммуникация. В настоящее время для организации командной работы пользуется широким распространением применение LMS (Learning Managment System )– систем.
Для разрешения перечисленных проблем существуют автоматизированные системы управления обучением, распространяемые в основном через сеть Интернет. Они позволяют объединять группы пользователей для проведения лекций, семинаров, тестирования в режиме реального времени. Такие системы носят название e-Learning Management System (e-LMS, LMS) – системы электронного дистанционного обучения.
Система дистанционного обучения – одна из групп средств организации электронного обучения. Часто популярные:
LMS - системы в различных случаях служат как вспомогательный компонент для контроля учебной деятельности студентов, так и полностью могут заменить физическое присутствие всех участников учебной группы в одном месте. Наибольшее распространение получила система Moodle; также среди таких систем можно выделить ATutor, ILIAS, а также новый сервис от компании Google –Classroom. Остановимся на каждой из них более подробно.
Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Основная учебная единица, используемая в сервисе Moodle - учебные курсы. Разработчики позволяют организовывать следующие возможности в рамках каждого курса [1]:
ATutor – бесплатная (на базе Open Source) система управления учебным контентом, включающая возможность предоставления доступа и приспособления в зависимости от потребностей пользователя. Преподавателям открываются возможности быстрого создания и редактирования учебных курсов, а также размещения курсов для доступа в сети. Студенты, в свою очередь, получают адаптируемую среду обучения [2].
ILIAS - система распространена в ВУЗах, прежде всего в немецких. Основные возможности сервиса [3]:
Google Classroom создавалась в качестве ещё одной службы Google, которую можно использовать для образования, как и уже известные Gmail, Docs и Drive. Но, хотя в настоящий момент существует множество решений по оптимизации классной работы в Google Drive, служба Google Classroom готова обеспечить пользователей универсальным решением для работы - путём объединения быстрой интеграции с Google Drive, удобного интерфейса и новых возможностей, столь необходимых педагогам. Основные возможности сервера [4]:
Применение систем дистанционного обучения, несомненно, помогают в организации деятельности студентов. Однако в большинстве случаев использование таких систем делает деятельность студента индивидуальной, а не групповой. Как показывает практика, при устройстве на работу молодые специалисты мало приспособлены полноценно работать в команде. Поэтому при использовании систем дистанционного обучения необходимо соблюдать баланс между индивидуальным заданием и решением групповой задачи. Такое равновесие позволит [5]:
Среди рассмотренных в статье систем LMS вышеперечисленным критериям может удовлетворять только сервис Google. Несмотря на это, все системы дистанционного обучения студентов рекомендуется совмещать с работой в группах, что повысит профессиональные навыки будущих специалистов.
Рецензии:
19.10.2015, 12:31 Азевич Алексей Иванович
Рецензия: Статья носит носит актуальный характер. Однако автор, в основном, описывает функционал различных дистанционных систем обучения. Сравнение СДО проведено поверхностно. Практически отсутствуют примеры использования СДО в практической деятельности педагога. А это, несомненно, повысило бы и качество статьи и её практическую значимость. А.И.Азевич, доцент МГПУ.
19.10.2015, 15:25 Лебедева Татьяна Евгеньевна
Рецензия: Статья носит обзорный характер и требует доработки, на предмет включения примеров практического использования перечисленных автором видов дистанционных систем.
26.10.2015, 1:52 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнений. Основные недостатки, которые нужно исправить: выделить цель и задачи статьи, теоретический обзор подкрепить практическими примерами, недостаточно полны выводы,отсутствуют авторские предложения. После исправления указанных недостатков можно рекомендовать к публикации
6.04.2016, 3:51 Чуднова Ольга Владимировна
Рецензия: Было бы неплохо в статье отразить и недостатки информационных технологий и возможные пути их устранения/корректировки/смягчения.
В целом статья интересна и актуальна.
Рекомендую к публикации.
Комментарии пользователей:
26.10.2015, 2:01 Слипчишин Лидия Васильевна Отзыв: Уважаемая Юлия Сергеевна! Если вы определите цель и задачи, содержание статьи будет раскрываться логично (проанализировать.., определить..., предложить.... ). Соответственно, если выявляются недостатки, желательно указать способы или пути их искоренения. |