Студент
Томский государственный архитектурно-строительный университет
реконструкция и реставрация архитектурного наследи
Казанцева Евгения Александровна, ассистент кафедры «Дизайн архитектурной среды», Томский государственный архитектурно-строительный университет
УДК 72(72.03)
Древнегреческая культура – Это уникальное явление, затроновшее все виды человеческой деятельности, в том числе и в сфере искусства. Оно имеет яркие отличительные черты, которые невозможно спутать с другими. Греки достигли не малых высот в архитектуре, скульптуре, и ландшафтном проектировании. Их достижения представляют большой интерес и на сегодняшний день. Основные черты греческих садов берут во внимание и применяют в современном проектировании [3]. В данной статье авторами выделяются основные принципы, которые позволяют разработать проект сада в «греческом» стиле с применением современных материалов в любом климатическом поясе.
Греция – Страна Южной Европы, расположенная в части Балканского полуострова. Её положение на материке определяет основные климатические особенности. Здесь преобладает средиземноморский климат с жарким засушливым летом и теплой, влажной зимой. На территории Греции преобладают горы и плоскогорья. Данные характеристики являются благоприятными для произрастающих здесь растений. Как правило, это низкорослые деревья в горной местности: сосна, дуб, платан, кедр, инжир, миндаль, кипарис, лавр, олива. Из цветочных растений: хризантемы, анютины глазки, лантана, олеандр, гвоздики, водяные лилии, гибискус [1]. Все перечисленные особенности веками оказывали влияние на формирование уникального и узнаваемого греческого сада.
Именно в Древней Греции впервые применили приёмы ландшафтной архитектуры, в которой объединили природный естественный рельеф с антропогенными элементами [2]. Центры притяжения горожан, такие как театры, акрополи, рынки, храмы, а также сами города в целом, находились в гармонии с окружающим природным ландшафтом. Например, афинский акрополь, располагавшийся на скале с пологой вершиной, является её завершением. Для строительства использовали местные материалы имеющие белый или светлый оттенок, например пентелийский и другие виды мрамора. Пентелийский мрамор также применяли для строительства Парфенона.
Садово-парковое искусство Греции зародилось в X–VIII вв. до н.э. Начиная с III-го в. до н.э. на территориях храмов стали по трем сторонам садить деревья в 2 ряда. В первом ряду –гранат или айва, во втором – лавр или самшит. Также появились рядовые посадки деревьев вдоль главных улиц, а небольшие внутренние дворики – перистили, начали украшать цветами, фонтанами и скульптурой.
Древнегреческие сады имели строго пропорциональные формы. В основе их композиции применялись правила равновесия и симметрии, многие из них построены по принципам «Золотого сечения». Также в это время начали применять такой архитектурный приём как террасирование - устройство площадок в виде широких ступеней на склонах и рельефных участков. На них высаживали цветы, большие деревья, создавали фонтаны. Важно отметить, что в Греции одним из самых развитых ремёсел было гончарное дело. У греков имелось более 50 видов форм кувшинов и ваз, в зависимости от их предназначения, и часть из них выставлялись в садах – одни выполняли чисто декоративную форму другие использовались для посадки цветов.
С развитием общества в Греции изменялась культура и искусство, в том числе и ландшафтно-архитектурное. Развитие садов можно разделить на 5 видов, каждому из которых свойственны определённый тип озеленения и его мифологическое и функциональное значение:
1) Нимфей – это небольшое святилище или священная роща, обычно дубовая, кедровая, оливовая. Главной чертой нимфей являлось наличие водного источника – водоёма или фонтана, который украшался скульптурой, колоннадой, алтарём и другими небольшими сооружениями. Нимфей считался местом обитания нимф и муз (Рис.1).
Рис.1. Нимфей дома Марка Лукреция в Помпеях
2)Героон – изначально, это была роща посвящённая герою, и могло быть местом его захоронения, что придавало героону мемориальный характер. В дальнейшем – священная роща посвящалась не только героям, но и выдающимся личностям, которым в Древней Греции поклонялись, как богам [1]. Позже здесь создавались ипподромы и спортивные сооружения. Таким образом, герооны всё больше преобразовывались в современные спортивные парки и стадионы (Рис.2). В последующем они преобразовались в ещё один тип сада – «философские сады».
Рис.2. Склеп героон в Анапе
3)Философский сад – рощи засаженные платаном, тополем и маслинами. В них философы вели дискуссии и лекции.
4)Гимнасии –образовательные учреждения в Древней Греции, где обучали письму и чтению, а так же проводилась физическая подготовка. Гимнасий представлял собой простую квадратную площадку для физических упражнений, обсаженную двумя рядами тополей, далее строился комплекс необходимых для обучения помещений. Афинские гимнасии создавались за городом и имели обширные площади (Рис.3). Городские гимнасии были небольших размеров. Не редко на их территориях размещали философские сады. В качестве малых архитектурных форм использовали скульптуру, фонтаны, колоннады, алтари, выкладывали мозаику, высаживали клумбы.
5) Частновладельческие сады, перистили - небольшие внутренние дворики с утилитарной функцией. Могли быть декорированы фонтанами, водоемами, скульптурой. Двор чаще всего окружался колоннадой с навесом, для затенения территории (Рис.4).
Рис.4. Перистиль Дома позолоченных Купидонов. Помпеи
Садово-парковое искусство Древней Греции является уникальным явлением в ландшафтной архитектуре, оказавшем воздействие на развитие мировой архитектуры, паркостроения и градостроительства в целом. Уникальные природные условия в совокупности с древнегреческой культурой сформировали характерные особенности ландшафтной архитекторы.
Особенности греческого паркостроения продиктованы в первую очередь климатическими условиями страны. Не малую роль в декоративном оформлении также играют культура и искусство, которые являлись неотъемлемым элементом каждого сада [2]. Однако, если выделить основные характерные черты, то становится возможным воссоздать «греческий» сад в другой стране, несмотря на климатические и ландшафтные различия. Стиль сада или, по-другому, стилистика – это, прежде всего, единство форм, узоров, правильное сочетание цветов.
Выделим несколько пунктов, позволяющих стилизовать сад в «греческом» стиле:
1. Нейтральные, белые цвета построек или использование белого мрамора. В Греции расположены большие залежи мрамора. Он активно применялся, в том числе и из-за своих эксплуатационных и эстетических свойств. Белый цвет актуален для средиземноморского климата так как отражает солнечные лучи от поверхности.
2. Яркие акценты. На фоне нейтральных архитектурных сооружений и зелёных засухостойких растений должно быть и яркое пятно – это может быть цветок с красным окрасом (маки, гибискус, т.д.).
3. Наличие оливковых деревьев. Именно это дерево вызывает больше всего ассоциаций с греческой культурой. Они могут выполнять как декоративную роль, так и использоваться для получения плодов и масла.
4. Цитрусовые деревья: лимоны, лаймы, апельсины, мандарины. Цитрусовое дерево, как и олива, основа греческого сада, так как.
5. Засухостойкие растения. В Греции в связи с жарким климатом можно часто встретить такие растения как: розмарин, тимьян, шалфей.
6. Комнатные цветы. Согласно археологическим исследованиям, древние греки украшали свои сады и перестили декоративными цветами. Сейчас в домах не имеющих приусадебных участков возле подоконников и входных дверей, на небольших площадках устраивают цветы в глиняных горшках.
7. Глиняные горшки. Гончарство – один из видов греческого искусства, которое имеет свой неповторимый и всеми узнаваемый стилистический образ.
8. Симметрия. В композиции сада соблюдается симметричное расположение различного благоустройства: клумб, скамеек, скульптур. Это одно из свойств которое греки применяли в месте с принципами «Золотого сечения» и гармонии.
9. Затенённая терраса или патио. В жарком климате необходимо создание тени в садах. Для этого предпочитают использовать навесы лёгкой конструкции и растения: вьющийся плющ, жасмин и т.д.
Подводя итоги отметим, что становление ландшафтной архитектуры Древней Греции происходило постепенно, соответственно культурной эволюции общества. Сады преобразовывались, включая в себя новые функции, вследствие чего появлялись новые виды озелененных территорий. Анализ развития древнегреческих садов позволил выделить их характерные особенности, которые учитываются при создании современных садов в «греческом» стиле.
Рецензии:
19.01.2018, 16:11 Очилов Фарход Эгамбердиевич
Рецензия: Изучение древний ландшафтный дизайн среды весьма актуально, с точки зрения использование их элементы в современном проектировании
Собран, систематизирован и проанализирован очень объемный и хороший материал. Выводы убедительны
Считаю, что можно опубликовать.
А студентку и ее научному руководителю удачи в достижении новых вершин науки
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий